Летные исследования и испытания самолетов и вертолетов
Исследования аэротермодинамики, динамики полета и систем управления БЛА
Обеспечение летных испытаний опытных образцов авиационных комплексов (АК)
Силовые установки
Системы жизнеобеспечения
Исследования, испытания и сертификация пилотажно-навигационного и бортового оборудования
Исследования и испытания систем радиосвязи и антенно-фидерных устройств
Исследования и защита летательных аппаратов от молнии и статического электричества
Исследования электромагнитной совместимости и стойкости к полям высокой интенсивности (HIRF)
Исследования и испытания средств дистанционного зондирования Земли
Летные испытания ЛА с применением пункта управления летным экспериментом (ПУЛЭ)
Анализ и оценка высокочастотных динамических процессов
Летные исследования и испытания систем и задач системы организации воздушного движения (ОрВД), построенной на технологиях перспективной аэронавигационной системы (CNS/ATM)
Исследования и испытания эксплуатационно-технических характеристик летательных аппаратов и систем
Участие в создании и сопровождении эксплуатации летательных аппаратов
Эргономика и физиологические исследования
Вы тут: СМИ о нас / «Летчики-испытатели ЛИИ — участники Великой Отечественной войны»

«Летчики-испытатели ЛИИ — участники Великой Отечественной войны»


 Многие летчики-испытатели Летно-исследовательского института храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. В рубрике «Лица Жуковского» мы продолжаем публикацию биографий летчиков, живших в Жуковском или работавших в ЛИИ, которые принимали участие в самой страшной войне человечества 

Николай Васильевич Аксенов (1915-1962)

 Уроженец Москвы, в 1932 году окончил фабрично-заводское училище. Трудовую деятельность начинал слесарем. Одновременно с работой занимался в Московской планерной школе, которую окончил в 1934 году. Спустя год Николай Васильевич окончил Сталинский аэроклуб и работал в нем летчиком-инструктором-парашютистом. После окончания в 1936 году Всесоюзного парашютного Центра стал начальником парашютной станции Ивановского аэроклуба. В 1937-1939 гг. Николай Аксенов был курсантом десантной бригады и летно-тренировочной бригады в Гатчине. Окончив Балашовскоую военную авиационную школу летчиков, с 1940 г. служил в частях военно-воздушных сил. Накануне войны окончил Ивановскую Высшую школу штурманов Дальней авиации. В годы Великой Отечественной войны был летчиком 2-го авиационного полка особого назначения, летчиком-инструктором Актюбинской школы штурманов, летчиком-инструктором 46-го запасного авиационного полка. В течение 10 лет (с 1943 по 1953 гг.) работал в летном отряде Наркомата (с 1946 г. - Министерства) авиационной промышленности. Выйдя в 1947 году в отставку, Николай Аксенов окончил курсы при Высшей школе летной подготовки гражданского воздушного флота. С 1953 года и до конца жизни работал летчиком-испытателем в ЛИИ. За это время он провел испытательные работы на Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18, Ил-28, М-4 и других самолетах. В 1954 году окончил курсы летчиков — испытателей в Школе летчиков-испытателей. До 1956 года был летчиком-инструктором ШЛИ. Жизнь летчика трагически оборвалась 18 апреля 1962 года при испытаниях Ту-22. Похоронен Николай Васильевич Аксенов на Новодевичьем кладбище.

Матвей Карлович Байкалов (1904-1949)

 Родился в селе Седово Иркутской области. В пятнадцатилетнем возрасте стал участником гражданской войны в составе партизанского отряда. В 1926 году Матвей Карлович окончил рабочий факультет в Иркутске, а спустя год — и Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. В 1929 году Матвей Байкалов также окончил и Оренбургскую военную авиационную школу летчиков. До 1938 году служил в ВВС. Выйдя в отставку, работал командиром спортивного парашютного отряда Серпуховского аэроклуба, а в 1939-1941 гг. возглавлял летно-испытательную службу авиационного завода № 24. После организации ЛИИ в 1941 г. работал летчиком-испытателем нового Института, проведя за несколько месяцев ряд испытательных полетов на самолётах-истребителях по тематике института. Летом 1941 года как летчик 2-ой отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО г. Москвы участвовал в воздушных боях за столицу, на его счету один сбитый вражеский самолет. В 1942 году как командир звена 237-го истребительного авиационного полка воевал на Калининском фронте. В 1942-1946 гг. Матвей Карлович работал летчиком-испытателем авиационного завода № 293, а в 1946-1948 гг. был летчиком-испытателем ОКБ И.П.Братухина, где поднял в небо и первым испытал вертолет Г-4. Последним местом работы для летчика стало ОКБ М.Л.Миля. Михаил Карлович погиб 7 марта 1949 года при испытаниях вертолета Ми-1. Похоронен на Преображенском кладбище Москвы. 

Владимир Андреевич Быстров (1914 — 2016)

 Будущий летчик родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Свое детство он провел в Херсонской области, где окончил фабрично-заводское училище. В 1932 году поступил в Киевский авиационный институт гражданского воздушного флота. Спустя год Владимир Андреевич окончил летные курсы при институте и работал инструктором. Получив в 1938 году высшее образование, до начала войны был инженером-летчиком НИИ гражданского воздушного флота. С 1941 по 1943 гг. работал старшим инженером-летчиком группы по изучению аварий самолетов Бюро новой техники. С 1943 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны как старший летчик 113-го гвардейского истребительного авиационного полка, а затем - заместитель командира авиационной эскадрильи, командир авиационной эскадрильи 181-го гвардейского истребительного авиационного полка. За время участия в боевых действиях летчик в 12 воздушных боях лично сбил 2 вражеских самолета. В 1944 году Владимир Быстров окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу и служил в ВВС до 1946 года. После выхода в запас устроился на работу летчиком-испытателем в ЛИИ, где в течение 4 лет провел ряд испытаний на самолетах Ил-10, Ла-7, Ла-11 и других. В 1950-1955 гг. Владимир Андреевич работал летчиком-испытателем в НИИ-17. Умер в 2016 году. 

Всеволод Владимирович Виницкий (1915-1992) 

 Уроженец Омска. Учился в уральском геологоразведочном техникуме, который окончил в 1932 году, и в Свердловском педагогическом институте, где успел окончить 2 курса. Одновременно он обучался в Свердловской школе летчиков-планеристов и с 1933 по 1936 гг. работал в местном аэроклубе планеристом-инструктором. В 1939 окончил школу морских летчиков Управления полярной авиации, а вскоре стал летчиком-инструктором аэроклубов в Подольске и Шатуре. С осени 1941 года вступил войну сначала обычным летчиком, потом стал командиром звена авиационных соединений ВДВ на Западном и Украинском фронтах. В 1945 году принимал участие в советско-японской войне на Забайкальском фронте. После выхода в 1946 году в запас был летчиком Полярной авиации. В течение 4 лет (1950-1954) работал летчиком-испытателем в ОКБ М.Л.Миля. С конца 1954 года Всеволод Виницкий - летчик-испытатель ЛИИ. За 9 лет работы в институте провел ряд важных испытаний на вертолетах Ми-1, Ми-4, Ка-15, Ка-22. Летчику принадлежат 5 мировых авиационных рекордов. Также Всеволод Винницкий был в 1959-1960 гг. летчиком-инструктором Школы летчиков-испытателей. После ухода с испытательской работы трудился на планерной станции ЦАГИ. Умер Всеволод Владимирович 12 сентября 1992 года и похоронен на Кузьминском кладбище столицы.

Евгений Никифорович Гимпель (1910-1999)

 Родился в Житомирской области. Рабочую карьеру начинал котельщиком на сахарном заводе, слесарем, шахтером. Учился в киевском электромеханическом техникуме. В 1931 г. Евгений Гимпель окончил школу летчиков Осоавиахима, а спустя год — школу летчиков Осоавиахима в Полтаве. В 1933 году окончил Центральную летную школу Осоавиахима в Тушино. 

 С 1933по 1939 гг. работал летчиком-инструктором Ленинградского аэроклуба. Окончив в 1940 году Курсы усовершенствования при Центральном аэроклубе, остался в нем летчиком-инструктором. С лета 1941 года работал в ЛИИ, став одним из первых летчиков-испытателей института. За короткое время Евгений Никифорович провел ряд испытаний на истребителях. В начале 1942 года воевал в составе 237 истребительного авиационного полка. В течение 4 лет (1942-1946 гг.) работал летчиком-испытателем авиационного завода в Тушино, а затем — летчиком-испытателем НИИ-17. 

 

 Умер Евгений Никифорович Гимпель 11 февраля 1999 года. Похоронен на Преображенском кладбище.

Алексей Николаевич Гринчик (1912-1946)

 Уроженец сибирского городка с характерным названием Зима, Алексей после окончания школы уехал в Москву и поступил в МАИ. Одновременно с обучением он посещал институтский аэроклуб, по окончании которого остался в нем летчиком-инструктором. Получив высшее образование, Гринчик отучился в лётной школе ЦАГИ и в течение четырёх лет был инженером-лётчиком-испытателем ЦАГИ, испытал ряд экспериментальных самолетов, внеся свой вклад в развитие отечественной авиационной науки. В апреле 1941 года Алексей Гринчик перешел на работу в ЛИИ. После начала Великой Отечественной войны в июле-августе 1941 г. был летчиком 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО г. Москвы и совершил 5 боевых вылетов. В январе-марте 1942 г. Алексей Гринчик воевал на Калининском фронте в ранге заместителя командира авиационной эскадрильи 237-го истребительного авиационного полка. За короткое время совершил 57 боевых вылетов, сбив лично два, а в группе — четыре самолета противника. После получения ранения был отправлен в госпиталь. С мая 1942 г. вновь работал летчиком-испытателем в ЛИИ, где проводил в 1943-1946 гг. испытания самолётов МиГ-8 «Утка», самолетов Ла-5 и Ил-6 на устойчивость, Ще-2 на штопор и устойчивость. Именно Алексей Николаевич стал летчиком, испытавшим в небе первый советский реактивный самолет И-300 (изделие 300), затем переименованный в МиГ-9. День 27 апреля 1946 года стал историческим для отечественной авиации и звездным часом молодого испытателя. Никто не знал, что Алексею оставалось жить чуть более двух месяцев после исторического полета на первом реактивном самолете.

 11 июля 1946 года на аэродроме ЛИИ для наблюдения за выполнением полетов собрались высокопоставленные представители Министерства авиационной промышленности и Военно-воздушных сил, включая главного маршала авиации Константина Вершинина и Министра авиационной промышленности Михаила Хруничева. Алексей Гринчик привычно сел в кабину самолета, легко оторвался от земли, а затем, поднявшись до высоты в несколько километров, спустился на более низкие высоты и начал выполнять маневры. Когда летчик завершил основную программу, он снизил высоту до 100-150 метров и начал подлетать к аэродрому со стороны Кратова на большой скорости. В момент подхода к аэродрому, на глазах у присутствовавших гостей от реактивного самолета отвалились две детали, начав переворачиваться через правое крыло, он перешел в пике и врезался в землю. Над аэродромом прогремел мощный взрыв. Так, в возрасте 34 лет оборвалась жизнь одного из лучших лётчиков своего времени. Похоронили А.Н. Гринчика на Новодевичьем кладбище. Спустя несколько лет известный советский журналист Анатолий Аграновский написал о жизни летчика документальную повесть «Открытые глаза». В 1963 г. на экраны вышел фильм «Им покоряется небо», прототипами главных героев которого стали Алексей Гринчик и его жена. 

 

 Адрес в городе, связанный с летчиком: дом в городке ЛИИ (1940-е гг, не сохранился). В 1993 году улицу Малая Железнодорожная переименовали в его честь.

Источник: http://www.zhukvesti.ru/articles/detail/40178/

АО «ЛИИ им. М.М.Громова»
При использовании материала с сайта,
ссылка обязательна.

Разработка сайта - WebCait.ru