Летные исследования и испытания программно-аппаратных средств, реализующих технологии CNS/ATM

Экспериментальная база для проведения исследований и испытаний

Для проведения летных исследований и испытаний режимов и функций CNS/ATM в АО «ЛИИ им. М.М. Громова» создана экспериментальная база, включающая наземный специализированный стенд, аэродромные средства радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением, парк летающих лабораторий на базе самолетов (Ту-154М, Ил-76, Ил-103 и др.) и вертолетов (Ми-8, Ми-17).

Специализированный комплекс включает локальную контрольно-корректирующую станцию GBAS (ЛККС-А 2000, ООО «НППФ «Спектр»), станцию АЗН-В VDL-4 (Пульсар-Н, ООО «Фирма «НИТА»), экспериментальное автоматизированное место руководителя полетов с отображением воздушной обстановки в зоне аэродрома по информации всех имеющихся на аэродроме средств наблюдения. В состав комплекса входит пилотажно-моделирующий стенд, позволяющий имитировать конфликтную ситуацию с реальными объектами.

Аэродромные средства радиотехнического обеспечения полетов и УВД включают аэродромный обзорный радиолокатор «Лира-А10», посадочный локатор «PAR-E», вторичный радиолокатор «Аврора» с режимом АЗН-В на базе 1090ES (расширенный сквиттер), комплексы средств автоматизации управления воздушным движением «Альфа» (ООО «НИТА»), «ВИСП-97» (ЗАО «НТПО «Вектор»), «Синтез» (АО «ВНИИРА»), на которых отображается воздушная обстановка по данным радиолокационных комплексов.

Аппаратура специализированного стенда и аэродромных средств объединены в локальную информационную сеть, что позволяет организовать передачу данных о реальной воздушной обстановке на специализированный стенд для отработки алгоритмов разрешения конфликтных ситуаций, формирования 3D и 4D индикации на рабочих местах руководителей полетов, в том числе при заходе на посадку.

Летно-пилотажный моделирующий комплекс парного полета и отработки CNS/ATM

Используемое оборудование летающих лабораторий включает как сертифицированную серийную аппаратуру (БМС-П, АПДД разработки АО «ВНИИРА-Навигатор», АЗН-В «Пульсар» разработки ООО «Фирма «НИТА»), так и экспериментальные системы (индикаторы, вычислители, цифровые линии обмена информацией) с возможностью оперативного изменения вариантов индикации, состава передаваемой информации, параметров передачи и др.

Специальное программное обеспечение позволяет оценивать целостность навигационного поля GNSS, определять эталонные значения координат траектории полета летающей лаборатории с сантиметровой погрешностью, с высокой точностью синхронизировать бортовые и наземные данные, получаемые в летных испытаниях.

 

Практические аспекты проведения летных исследований и испытаний

В интересах внедрения в Российской Федерации технологий CNS/ATM в АО «ЛИИ им. М.М. Громова» выполнены следующие работы:

— проведен полный цикл испытаний (заводские и сертификационные) спутниковой системы посадки GLS (Global Landing System) с использованием наземной станции GBAS ЛККС-А 2000 по I категории ИКАО, а затем и по категориям II и III ИКАО;

— проведены заводские испытания наземной станции GBAS «Орбита» и наземной станции АЗН-В «ПУЛЬСАР-Н» с режимом VDL-4;

— отработана методология захода на посадку по криволинейным траекториям во взаимодействии с наземными службами УВД.

Результаты исследований и испытаний элементов CNS/ATM неоднократно демонстрировались на Международных авиационно-космических салонах с выполнением показательных полетов. На аэродроме АО «ЛИИ им. М.М. Громова» могут быть проведены испытания перспективных технологий CNS/ATM на самолетах МС-21 и SSJ-100.

Нормативно-техническая документация

Нормативно-техническая документация, разработанная в Институте в рамках реализации головных функций в отрасли по испытаниям и сертификации пилотажно-навигационного оборудования, регламентирует методы проведения испытаний и сертификации ЛА в соответствии с отечественными и международными нормами летной годности.

 

Направления разработки НТД. На основании зарубежных нормативных документов разрабатываются специальные технические условия по оценке как отдельных систем и оборудования, так и оценки расширения ожидаемых условий эксплуатации — подтверждение различных навигационных спецификаций (RNAV, RNP).

Методики летных испытаний. Разрабатываются методики летных испытаний опытного ЛА по требованиям разработчика и заказчика с учетом специфических особенностей нового пилотажно-навигационного оборудования по структуре, техническому исполнению, режимам применения и эксплуатации, новых требований отечественных и международных стандартов.

Руководства и методы определения соответствия (МОС) разрабатываются на основе новых апробированных методов наземных и летных сертификационных испытаний, адаптированных к новым требованиям отечественных и международных стандартов. Разработаны и внедрены в действие:

— Технические требования к самолетам транспортной категории, выполняющим всепогодные полеты (ТТ-ВП);

— Руководство № 25-11А по сертификации систем электронной индикации самолетов транспортной категории.

— Разработан проект руководства «Критерии лётной годности для одобрения установленной на воздушном судне системы обзора местности и предупреждения об опасности TAWS для самолётов по Части 25».