Летные исследования и испытания самолетов и вертолетов
Исследования аэротермодинамики, динамики полета и систем управления БЛА
Обеспечение летных испытаний опытных образцов авиационных комплексов (АК)
Силовые установки
Системы жизнеобеспечения
Исследования, испытания и сертификация пилотажно-навигационного и бортового оборудования
Исследования и испытания систем радиосвязи и антенно-фидерных устройств
Исследования и защита летательных аппаратов от молнии и статического электричества
Исследования электромагнитной совместимости и стойкости к полям высокой интенсивности (HIRF)
Исследования и испытания средств дистанционного зондирования Земли
Летные испытания ЛА с применением пункта управления летным экспериментом (ПУЛЭ)
Анализ и оценка высокочастотных динамических процессов
Летные исследования и испытания систем и задач системы организации воздушного движения (ОрВД), построенной на технологиях перспективной аэронавигационной системы (CNS/ATM)
Исследования и испытания эксплуатационно-технических характеристик летательных аппаратов и систем
Участие в создании и сопровождении эксплуатации летательных аппаратов
Эргономика и физиологические исследования
Вы тут: СМИ о нас / Летный эксперимент – основа оценки качества авиационной техники

Летный эксперимент – основа оценки качества авиационной техники


Павел ВЛАСОВ, генеральный директор ГНЦ РФ ОАО «Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова», Герой России, Заслуженный летчик-испытатель РФ

Одна из ключевых задач развития инновационной деятельности в авиационной отрасли – формирование трансфера технологических новшеств, создаваемых в сфере науки, в промышленность (опытно-конструкторских разработок и производства). Всем нововведениям в сфере науки, отработанным в наземных стендовых условиях, необходимо преодолеть решающие этапы оценки их состоятельности и конкурентоспособности в летных условиях, близких к эксплуатационным.

Механизмы и результаты

На этом этапе ключевое значение приобретают механизмы летных исследований и испытаний, в том числе:
- опережающие летные исследования актуальных проблем полета (аэродинамики, термодинамики, устойчивости и управляемости, нагружения конструкции, флаттера и других физических процессов) в широком диапазоне высот и скоростей полета на создаваемых в ЛИИ им. М.М. Громова летающих лабораториях (ЛЛ) или крупно-масштабных летающих беспилотных моделях (КЛМ);
- опережающие летные испытания на ЛЛ вновь разработанных составных частей (СЧ) летательных аппаратов (ЛА), имеющих длительный цикл создания (силовые установки, системы бортового пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования) с целью оценки уровня технологической готовности, обеспечения доводочных процессов для снижения технических, временных и финансовых рисков при установке их на опытный ЛА;
- летно-конструкторские (ЛКИ), государственные (ГИ) и сертификационные (СИ) летные испытания с целью оценки летно-технических характеристик ЛА заданным техническим требованиям.

Результаты опережающих летных исследований и испытаний используются в ОКБ отрасли для оценки уровней конкурентоспособности технологических и технических новшеств на этапах комплексной интеграции конкурирующих технологий и сравнения их с мировым уровнем при формировании обликов опытных образцов ЛА.

В основе летных исследований и испытаний лежат теория и практика летных испытаний, базирующиеся на научной методологии и технологии летного эксперимента с использованием летно-экспериментальной и измерительной базы.

Из истории летного эксперимента

Летный эксперимент имеет глубокие исторические корни. Еще в конце XIX века инженер и первый летчик-исследователь Отто Лилиенталь, ровесник Н.Е. Жуковского, совершил более двух тысяч полетов на планерах собственной конструкции с целью научного обоснования секрета парения птиц, во многом определив дальнейшее развитие авиации, но погиб в полете, так и не раскрыв его до конца.

110 лет назад в конце 1903 г. братьям Райт удалось разгадать другой секрет – стабилизации и управления полетом. Самолет «Флайер-1», созданный ими, совершил свой первый управляемый моторизованный полет со скоростью велосипеда на расстояние, едва сравнимое с размерами площади Громова в подмосковном Жуковском (недавно вблизи института вырос ресторан «Братья Райт»).

Однако скорость и дальность этого полета не имели никакого значения. Значение имели только оценка и демонстрация в натурных условиях новой запатентованной ими системы управления самолетом. Изобретение братьев Райт явилось фундаментальным инновационным проектом, доведенным не только до внедрения, но и открывшим базовые принципы построения систем управления.

Первые идеи о разработке методов летных исследований в нашей стране принадлежали еще Н.Е. Жуковскому и его школе. В 1918 г. профессор В.П. Ветчинкин и летчик Б.И. Россинский на базе серийного самолета создали ЛЛ для исследования получаемых в полете перегрузок. В 1930 г. в ЦАГИ была организована Секция летных исследований при экспериментально-аэродинамическом отделе.

К 1940 г. созрели необходимые и достаточные условия для создания новой летно-исследовательской организации. В 1941 г. по решению И.В. Сталина был создан Летно-исследовательский институт на базе ряда лабораторий ЦАГИ. Первым начальником ЛИИ был назначен летчик-испытатель Герой Советского Союза М.М. Громов, который в 1937 г. нанес визит на родину братьев Райт с целью демонстрации целого букета уже наших отечественных технологий на экспериментальном одномоторном самолете АНТ-25 – мировом рекорд-смене по дальности полета.

В послевоенные годы с началом эпохи реактивной авиации объемы летных исследований и испытаний многократно возросли. Проблемы создания новых образцов военной и гражданской авиационной техники, ракетной, а затем и ракетно-космической требовали создания все новых и новых летающих лабораторий и крупномасштабных беспилотных летающих моделей в дозвуковом, сверхзвуковом и гиперзвуковом диапазонах скоростей. Летающие лаборатории, создаваемые в ЛИИ, сыпались, как из рога изобилия. За всю историю в ЛИИ были созданы сотни ЛЛ и КЛМ. Одновременно институт участвовал в ЛКИ, ГИ и СИ практически всех ЛА различного назначения. Аэродром гудел как растревоженный улей, количество полетов достигало 5–6 тыс в год.

За образцовое выполнение заданий Правительства по испытаниям боевых самолетов в годы Великой Отечественной войны в 1945 г. институт был удостоен ордена Красного Знамени, а в 1981 г. награжден орденом Октябрьской Революции за заслуги в развитии советской авиации. В 1986 г. Постановлением Совмина СССР институту присвоено имя его первого начальника М.М. Громова. В 1994 г. Постановлением Правительства РФ ЛИИ присвоен статус Государственного научного центра РФ.

За выдающиеся заслуги начальники института Н.С. Строев и В.В. Уткин были удостоены званий Героев Социалистического труда. 45 ученых и специалистов ЛИИ стали лауреатами Ленинской и Государственной премий, 10 работников получили почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники СССР», 14 специалистов стали лауреатами премий имени Н.Е. Жуковского, премий Совмина СССР и Правительства РФ. 35 летчиков-испытателей ЛИИ удостоены званий Героя Советского Союза и Героя России.

Важное звено технологической цепи

В соответствии с Указом Президента России «О национальном центре авиастроения» в 2012 г. институт был акционирован и включен в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

При акционировании и интеграции в ОАО «ОАК» институт сохранил за собой действующий в течение всей своей истории статус научной организации; присвоенный в 1994 г. и неоднократно подтвержденный Правительством РФ статус Государственного научного центра РФ; сложившийся и закрепленный за институтом действующими нормативными документами научно-технический функционал (специализация, цели, задачи, функции); сложившийся круг заказчиков института, включая государственных заказчиков – Минпромторг России и Министерство обороны РФ.

Институт был и остается необходимым звеном технологической цепи создания авиационной техники с установившимися связями с другими участниками этого процесса на различных его этапах. В круг главных задач входят:
- создание общего и объектно-ориентированного научно-технического задела (НТЗ);
- научно-техническое и методическое руководство и сопровождение работ по подготовке и проведению летных испытаний опытных образцов военной и гражданской авиатехники, непосредственное участие на всех этапах испытаний, выдача экспертных заключений;
- научно-методическое обеспечение работ, связанных с государственным регулированием деятельности в области экспериментальной авиации, включая руководство Методическим советом отрасли по летным испытаниям;
- обеспечение экспертизы достигнутого уровня характеристик образцов авиационной техники в рамках своей специализации;
- развитие летно-экспериментальной базы отраслевого значения, включая модернизацию летающих лабораторий и экспериментального аэродрома в рамках мероприятий, предусмотренных ФЦП «Развитие ГАТ» и ФЦП «Развитие ОПК» на период 2011–2020 г.г.

Однако сохранение научного статуса и научно-технического функционала требует решения возникших проблем с обеспечением ресурсов института.

Критические проблемы

Наиболее серьезная проблема – недостаточный объем работ по обновлению научно-технического задела (НТЗ) института вследствие недостаточного объема бюджетного финансирования.

Финансирование формирования НТЗ производится Минпромторгом России из средств, выделяемых на это по ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники», в рамках заключаемых Минпромторгом РФ Государственных контрактов с головными институтами отрасли ГНЦ РФ: ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, НИИАС, ЛИИ. И если в 2004 г. объем бюджетного финансирования ГНЦ РФ ЛИИ им. М.М. Громова по этому направлению составлял 9%, то в последние десять лет он составлял 1,5–2,0% от уровня всех средств, выделяемых на создание НТЗ. Для сравнения: доля Летно-исследовательского центра им. Драйдена NASA (американский аналог ЛИИ), составляет около 14% от ассигнований NASA, выделяемых на авиационные исследования.

Вторая критическая проблема – кадровая является следствием первой.

Негативное влияние системного кризиса авиационной промышленно-сти привело к заметной деградации ее научно-технического, опытно-конструкторского и производственного потенциала и сказалось на многих предприятиях отрасли, включая институт. Пережитый спад 90-х привел к вымыванию ценного научно-технического, летно-подъемного и опытно-конструкторского персонала. Институту удается, в основном, за счет прямых договоров с заказчиками, сохранить наиболее квалифицированный научно-технический и испытательный персонал, в котором около 100 научных сотрудников наивысшей квалификации – кандидатов и докторов технических наук, около 20 заслуженных летчиков-испытателей. Однако положение близко к критической черте. Наращивание кадрового потенциала с одновременным решением проблемы адаптации и закрепления молодых специалистов в институте требует серьезных затрат, которые проблематичны при недостаточном объеме бюджетного финансирования.

И, наконец, третья критическая проблема института – истощение летно-экспериментальной базы.

В период с 1970 по 1997 гг. институту были выделены 62 воздушных судна для обеспечения летных исследований и НИОКР с заказчиками, обучения слушателей в Школе летчиков-испытателей, тренировок летного состава и обеспечения поисково-спасательных работ при проведении летных испытаний. На их базе были созданы летающие лаборатории. В настоящее время только 4 ЛЛ исправны и используются для летных исследований, 12 ЛЛ требуют капитального ремонта. Остальные списаны или подлежат списанию.

Существует опасность вплотную приблизиться к критической черте, за которой видятся необратимые потери квалифицированных кадров института. Вопрос о состоянии, перспективах и проблемах ГНЦ РФ ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова» был поднят мной на совещании у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина во время его визита в наш институт 29 августа 2012 г. По результатам совещания Д.О. Рогозин поручил (цитирую): «Минпромторгу России, Мин-экономразвития России, Минфину России совместно с ОАО «ОАК» подготовить согласованные предложения по комплексу мер, направленных на финансово-экономическое оздоровление и дальнейшее развитие ГНЦ РФ ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова».

Увы, это поручение до настоящего времени не выполнено.

Источник: Советник Президента (Информационно-аналитическое издание №123 2014)

АО «ЛИИ им. М.М.Громова»
При использовании материала с сайта,
ссылка обязательна.

Разработка сайта - WebCait.ru