Чернобыльская катастрофа стоит в первом ряду самых серьезных техногенных аварий за всю историю человечества. Она имела настолько губительные последствия, что и сейчас — 30 лет спустя — ситуация остаётся очень тяжелой.
26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке ЧАЭС прогремел взрыв, последствием которого стало полное разрушение атомного реактора станции. С первых дней после взрыва начались мероприятия по ликвидации последствий катастрофы, активная фаза которых продолжалась несколько месяцев, а фактически длилась вплоть до 1994 года. За это время в работах по ликвидации приняли участие свыше 600 000 человек. Среди них 65 специалистов из ЛИИ им. М. М. Громова — летчики-испытатели, штурманы-испытатели, борт-операторы, инженеры.
Сегодня мы отдаем дань памяти и уважения их гражданскому подвигу и самоотверженности.
Грищенко Анатолий Демьянович (24.08.1936г. — 03.07.1990 г.)
Летчик-испытатель ЛИИ с марта 1967 г. по январь 1987 г. Заслуженный летчик-испытатель СССР. Герой Российской Федерации. В мае и августе-сентябре 1986 г. был прикомандирован к гвардейскому вертолётному полку, работающему в районе аварии на Чернобыльской АЭС. На вертолёте Ми-26 Анатолий Демьянович и старший летчик-испытатель ОКБ им. Миля, Г.Р.Карапетян, выполнили сложнейшую задачу отсечения радиоактивного излучения. Используя внешнюю подвеску, зависая над самым реактором, они закрыли его 15-тонным куполом. При этом летчикам пришлось опуститься почти в три раза ниже установленной приказом нормы. В результате доза облучения А.Д.Грищенко была превышена в 15 раз, что привело к лейкозу. Анатолий Демьянович скончался в США, во время лечения.
Всего от ЛИИ с мая по октябрь 1986 года было организовано 3 экспедиции ликвидаторов на аварийную АЭС. Высококлассные пилоты летали на объект на вертолетах МИ-26, выполняли задание, а ночевали за 100 км, в городе Овруч. В каждом полете для выполнения задания приходилось зависать над взорванным реактором от 18-ти до 26-ти минут. Все пилоты понимали, что подвергаются серьезной опасности, но свой долг выполнили с честью. Среди них:
Макаров Аркадий Павлович (01.05.1938 г.). Заслуженный летчик-испытатель СССР.
Сомов Владимир Павлович (01.07.1935г. — 14.03.2014г.) Заслуженный летчик-испытатель СССР.
Семенов Владимир Михайлович (26.04.1937 г.). Заслуженный летчик-испытатель СССР.
Воскресенский Евгений Васильевич (27.05.1935 г. ). Заслуженный штурман-испытатель СССР.
Митин Александр Назарович (01.09.1937 г. — 20.03.1999 г.). Заслуженный штурман-испытатель СССР. Получил большую дозу радиации.
Соловьев Александр Брониславович (16.11.1955 г.). Борт-инженер-испытатель ЛИИ. В настоящее время заместитель начальника Лётно-испытательного центра.
Евдокимов Владимир Викторович (16.04.1951 г. — 11.08.2010 г.). Борт-инженер-испытатель ЛИИ. Получил большую дозу радиации.
Коновалов Анатолий Петрович — бессменный начальник всех трех экспедиций ликвидаторов от ЛИИ им.М.М.Громова, ведущий инженер 25-й лаборатории.
Ганичев Александр Борисович (22.08.1952 г.). Борт-инженер-испытатель ЛИИ. В настоящее время начальник смены — руководитель спасательных работ ПАСОП ЛИЦ.
Лапушкин Вячеслав Иванович. Инженер 2 категории НИО-8.
Ильинский Владимир Валерьевич. Слесарь ремонтник 5 разряда ЭМК.
Рыбин Юрий Константинович. Начальник ШГО и ЧС.
Сулейманов Тимофей Анатольевич. Бортоператор-испытатель.
Бовков Александр Викторович. Второй пилот вертолета МИ-8.
Кушнерев Владлен Константинович. Начальник сектора.
Позднев Андрей Борисович. Монтажник электронно-измерительной и спец. аппаратуры.
Сегодня, 26 апреля 2016 года, хочется пожелать долгих лет жизни тем, кто, не щадя себя, не думая о последствиях, выполнял свой служебный долг.
К сожалению, мы не располагаем полной информацией об участии работников Лётно-исследовательского института в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и будем признательны всем, кто поделится достоверными сведениями о тех событиях.
Управление корпоративных коммуникаций.
Телефон 58-81, комната 410/2 корпус «К».