С 14 по 19 сентября 2013г. в п. Рыбачье (Украина) проходил XVIII международный конгресс двигателестроителей. В работе конгресса принимало участие более 150 человек из 6 стран. На секции «Общие вопросы двигателестроения» конгресса сотрудниками ЛИИ Могильниковым В.П. и Ионовым А.В. были сделаны 2 доклада:
1.Аппаратниы средства для отбора проб воздуха авиационных газотурбинных двигателей.
2.Методики лётных испытаний чистоты воздуха, отбираемых от авиационных газотурбинных двигателей на нужды систем кондиционирования воздушных судов.
В докладах был проведён анализ нормативных материалов по чистоте воздуха кабин ЛА, показаны противоречия разных подходов к этой проблеме. Показано, что основной загрязнитель – пары и аэрозоль смазочных масел (и, в меньшей степени, их присадки) ГТД. Именно эти примеси воздуха отвечают за появление в салонах самолётов запаха «гари» и даже дыма, увеличивая риск лётных происшествий. Доказаны преимущества разработанной с участием авторов методики МУ 1.1.258-99 с отбором пробы воздуха непосредственно от фланца двигателя и последующим газохроматографическим анализом. Проанализированы систематические и случайные погрешности, возникающие при анализе концентраций токсичных примесей в воздухе, отбираемом от газотурбинных двигателей для наддува кабин летательных аппаратов. Даны рекомендации по снижению погрешностей отбора и анализа проб воздуха авиационных ГТД за счёт специальной подготовки пробоотборников, и изменения их конструкции. Показана эффективность предложенных технических решений. Предложена методика отбора проб воздуха ГТД на летающей лаборатории и расчётный метод с использованием специального наземного стенда, позволяющий оценивать содержание большинства примесей-продуктов разложения масел, чьё присутствие в воздухе кабин ЛА регламентировано §831 АП-25, без отбора для этого полётных проб.
Доклады вызвали заметный интерес на заседании секции. В ходе обсуждения докладов были даны ответы на многочисленные вопросы по процедуре сертификации АТ с использованием предложенных методик.