Создание трассовых испытательных комплексов (ТИК) для обеспечения летных испытаний опытных образцов авиационных комплексов (АК)

Разработка проектов ТИК и методическое руководство их созданием с проведением метрологической аттестации

Проекты ТИК являются основным организационно-техническим документом, определяющим трассы испытаний, состав, размещение средств и создание новых средств, необходимых для обеспечения измерений и безопасности при проведении летных испытаний АК.

Под руководством и при непосредственном участии ЛИИ спроектированы и введены в строй все основные ТИК страны и обеспечены ЛИ всех важнейших видов АК; разрабатываются проекты ТИК для обеспечения ЛИ новых перспективных видов АК.

Разработаны высокоточные методы юстировки и паспортизации ТИК и отдельных средств для оценки точностных и метрологических характеристик, в том числе:

  • астрометрический метод для оценки точности радиотехнических угломерных каналов по звездам;
  • специальные послеполетные методы обработки данных траекторных оптических и радиотехнических средств, основанные на разделении и выявлении медленноменяющихся ошибок измерений и прогноза, что позволяет оценить точностные характеристики средств, повысить точность получения траектории и уменьшить число требуемых средств.

Исследования по повышению эффективности ТИК

Разработана концепция построения мобильных ТИК на основе использования самолетных, спутниковых и мобильных наземных средств, обеспечивающих информационную и территориальную мобильность и не требующих капитального строительства, применение которых позволяет повысить качество ЛИ за счет максимального приближения условий ЛИ к эксплуатационным и сокращает расходы на создание, применение и содержание ТИК. Разработана методология оптимизации состава и размещения средств ТИК по критериям точности и надежности с учетом перекрытия рабочих зон измерений районов проведения испытаний и полетов.


Создание и совершенствование самолетных командно-измерительных пунктов (СКИП)

В 80-х годах для обеспечения ЛИ беспилотной авиационно-космической техники на протяженных необорудованных трассах создан отряд самолетных командно-измерительных пунктов (СКИП) Ил-976 на базе самолета Ил-76МД, оснащенных аппаратурой траекторных и радиотелеметрических измерений и радиоуправления, сбора и передачи информации, системой оперативной обработки и отображения данных, обеспечивающих дистанционный контроль, измерения и безопасность проведения ЛИ АК на протяженных необорудованных трассах.

С помощью СКИП обеспечены и обеспечиваются большое количество натурных работ по отработке современных комплексов АК.

В настоящее время проводятся работы по модернизации СКИП в целью замены аппаратуры на более современную с расширенными характеристиками и повышения дальности полета при сокращении эксплуатационных расходов.

Самолетный командно-измерительный пункт Ил-976

Создание и совершенствование высокоточных бортовых и наземных систем контроля и измерений быстротекущих процессов

Для контроля и измерений быстротекущих процессов перемещений при взлете-посадке, сближении и разделении летательных аппаратов были созданы радиотехническая система измерений взаимного положения ЛА «Веронал» и оптико-телевизионная измерительная система ТИИС.

Радиотехническая система «Веронал» создана в 70-х годах прошлого века с целью получения полного набора параметров взаимного положения, необходимого для оценки эффективности объектов испытаний: относительных координат и взаимных углов пространственного положения объектов. Аппаратура нашла широкое применение при испытаниях различных систем АК. В настоящее время система модернизируется с целью улучшения габаритно-весовых и тактико-технических характеристик на новой элементной базе.

Оптико-телевизионная измерительная система ТИИС первоначально была создана и успешно применялась для отработки авиационных систем взлета и посадки на палубу авианосцев и ее наземных имитаторов. В настоящее время проводятся исследования по модернизации ТИИС на новой элементной базе с целью расширения области и условий применения.

Для обеспечения высокоточных траекторных измерений создана и применяется самолетная система бортовых траекторных измерений (СБТИ) со специальным ПМО, основанная на использовании сигналов спутниковых навигационных систем.

Создание методического обеспечения ЛИ и ЛЭ авиационных комплексов (АК)

Разработка методик проведения ЛИ и ЛЭ и оценки Безопасности их проведения

Созданы, внедрены и разрабатываются методики проведения ЛИ и ЛЭ для всех важнейших видов АК, определяющие организацию ЛИ и ЛЭ, трассы полетов, состав и объем информационного обеспечения, меры ответственности и безопасности и максимально увязывающие задачи ЛЭ и ЛИ с возможностями ТИК.

Разработаны и внедрены методики и ПМО оценки территориальной безопасности проведения ЛИ на основе расчета вероятности возникновения неблагоприятных ситуаций при отказах и падениях с учетом размеров, конфигураций и расположения опасных зон, наземных объектов и трасс полетов.


Совершенствование методологии и технологии подготовки и проведения ЛИ АК

С целью сокращения стоимостных и временных затрат сформулирована методология построения и оптимизации технологического процесса подготовки и проведения ЛИ на основе разработки математической модели описания процесса ЛИ АК, определения условий оптимальности перехода от одного этапа к другому с оценкой степени отработанности, рационального распределения объемов ЛИ и моделирования, разработки и применения ресурсосберегающих методов планирования, анализа, управления и контроля процессом ЛИ с использованием современных методов последовательного анализа и математической статистики.

Информационная схема организации летных испытаний