Подготовка кадров

Целевая подготовка специалистов в высших учебных заведениях РФ для работы в ЛИИ

Скачать в формате PDF 

Заявление на целевое место

Анкета

Типовой договор о целевом обучении

Государственный план подготовки кадров для организаций ОПК на 2020г.
ВУЗы Код Направление обучения/cпециальность Уровень образования Мест
МИРЭА – Российский технологический университет 09.03.02 Информационные системы и технологии Бакалавриат 1
МИРЭА – Российский технологический университет 18.04.01 Химическая технология Магистратура 1
МИРЭА – Российский технологический университет 22.04.01 Материаловедение и технологии материалов Магистратура 1
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) 24.05.03 Испытание летательных аппаратов Специалитет 1
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) 24.05.06 Системы управления летательными аппаратами Специалитет 1
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) 12.04.02 Оптотехника Магистратура 1
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) 27.04.04 Управление в технических системах Магистратура 1
Национальный исследовательский университет «МЭИ» 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника Бакалавриат 5
Рязанский государственный радиотехнический университет 09.03.02 Информационные системы и технологии Бакалавриат 1
Рязанский государственный радиотехнический университет 09.04.02 Информационные системы и технологии Магистратура 2
Рязанский государственный радиотехнический университет 09.04.04 Программная инженерия Магистратура 1
Рязанский государственный радиотехнический университет 11.04.01 Радиотехника Магистратура 2
Рязанский государственный радиотехнический университет 12.04.01 Приборостроение Магистратура 2
Уфимский государственный авиационный технический университет 24.04.05 Двигатели летательных аппаратов Магистратура 1

Кафедра МАИ

В 1993 году сотрудниками Летно-исследовательского института им. М.М. Громова на факультете «Стрела» Московского Авиационного Института в городе Жуковском была основана кафедра летных испытаний пилотируемых авиационных и воздушно-космических летательных аппаратов. Первый ее заведующий — Борис Кириллович Поплавский — до сих пор занимает эту должность.

На кафедре для студентов преподают шесть докторов технических наук: Б.К. Поплавский, Е.Г. Харин, И.М. Пашковский, Н.А. Ратникова, Г. Н. Лаврухин, А.И. Фролков. 9 человек из преподавательского состава являются кандидатами технических наук. Почти все педагоги работают на кафедре с момента ее основания. А.Н. Степаненко, Г.Н. Сироткин, Ю.И. Снешко, Л.А. Баранов и другие выдающиеся специалисты по летным испытаниям и исследованиям полетов. Среди них в основном — сотрудники ЛИИ, а также два сотрудника ЦАГИ. За время работы кафедры ее преподавателями написано более 10 книг. Сейчас готовится к выпуску в качестве пособия работа кандидата технических наук Ю.А. Завершнева «Численные методы задач оптимизации».

При кафедре существует лаборатория летной подготовки, возглавляемая А.А. Сахаровым. Летной работой со студентами занимается И.Х. Кирамов, заслуженный летчик-испытатель. В процессе обучения студенты имеют уникальную возможность получить не только теоретические, но и практические знания: с 1993 года на базе Летно-исследовательского института регулярно в июне-июле проводились полеты, в которых участвовали около 30-40 студентов. К полетам допускаются прошедшие по конкурсу студенты (для прохождения курса летной подготовки необходимо иметь хорошее здоровье и т.п.), но преимущество отдается тем, кто обучался на кафедре летных испытаний. Будущих специалистов готовят к самостоятельным полетам на легкомоторном самолете Як-18 Т.

Инструктор поднимает самолет в воздух на определенную высоту, показывает студентам, как им управлять и потом передает управление штурвала в руки юных летчиков. На каждого обучающегося приходится по три-четыре полета. Во время пилотирования студенты выполняют лабораторные работы, и затем обрабатывают данные, полученные в полете.

В 2007 и 2008 гг. кафедра по летным испытаниям пилотируемых авиационных и воздушно-космических летательных аппаратов не смогла найти самолет для проведения летной практики, так как используемый для этих целей самолет Як-18Т был передан на эксплуатацию из ЛИИ в другую организацию. Но руководство не опускает рук и надеется, что с этого года заключительная часть курса — сами летные испытания — снова будут доступны студентам. «Ведь это так важно — с молодости воспитывать в людях любовь к небу, и готовить кадры для работы на авиационных предприятиях, и не подрывать наш авторитет, завоеванный долгой и плодотворной работой. И все это хорошо делать при факультете «Стрела» МАИ, в которых как раз и готовят таких специалистов», — говорит заведующий кафедрой Б.К. Поплавский. Планируется, что студенты, прошедшие курс летной подготовки, будут получать сертификат летчика-любителя.

На данный момент выполняются все программы курса, кроме заключительной части, которая и раньше была доступна только лучшим студентам — пилотирование самолета. Преподавательский состав доволен своими студентами: в них чувствуется сильная тяга к авиации — даже тогда, когда она перестала быть прибыльным делом. Выпускники защищают свои дипломные работы на пятерки и четверки (руководитель ГЭК — Крутов А.В., начальник Школы лётчиков-испытателей ЛИИ, Герой России, заслуженный летчик-испытатель), и затем большая часть из них идут в авиацию. Некоторые из них работают в ЛИИ, на фирмах «Сухой», «Як», и др., в иностранных компаниях, и даже занимаются конструированием своих собственных самолетов. Выпускники МАИ, закончившие кафедру летных испытаний на факультете «Стрела», быстро растут и продвигаются «вверх по карьерной лестнице».

Кафедра МФТИ

Для решения сложных научно-технических задач, стоявших перед Летно-исследовательским институтом (ЛИИ), была подготовка кадров, способных применять и развивать методы летных испытаний летательных аппаратов (ЛА), их систем и оборудования, проводить теоретические и экспериментальные исследования по созданию новых ЛА, обладающих более высокими летными характеристиками. В 50-е годы по инициативе руководства и ведущих ученых ЛИИ при аэромеханическом факультете Московского физико-технического института (МФТИ) была создана кафедра летных испытаний. Заведующим кафедрой стал доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР В.Н. Матвеев.

В 1965 г. в г. Жуковском был открыт факультет аэромеханики и летательной техники (ФАЛТ) МФТИ, для которого ЛИИ стал базовой организацией. В этом же году в связи с появления в ЛИИ новых направлений исследований кафедра была преобразована в кафедру автометрии и авиационной автоматики. Заведующим кафедрой был назначен доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР М.А. Тайц, а его заместителем — кандидат технических наук С.Н. Колоколов. В дальнейшем эту кафедру возглавляли доктор технических наук, профессор В.В. Уткин (с 1978 по 1981 г.), доктор технических наук, профессор А.Д. Миронов (с 1981 по 1985г.). С 1985 г. заведующим кафедрой был доктор технических наук, профессор К.К. Васильченко. В настоящее время работой кафедры руководит заместитель заведующего, кандидат технических наук М.М. Павлов.

В последние годы на кафедре особое внимание уделяется подготовке специалистов в области летных испытаний и сертификации авиационной техники. В 2005г. кафедра была преобразована в кафедру летных исследований, испытаний и сертификации.

Преподавательскую работу в различное время вели известные ученые и специалисты ЛИИ: доктора наук М.А. Тайц, В.С. Ведров, В.Н.Матвеев, Г.Б. Гершенович, А.М. Знаменская, Л.Г. Сапронкин, Г.Л. Романов, С.П. Щербаков, Г.Ш. Меерович; кандидаты наук Ю.И. Снешко, А.В. Павлов, А.И. Субботин, Е.П. Новодворский, С.И. Цейтлин, Э.И. Козлов, В.И. Вид, А.М. Каменский, А.П. Калугин, С.Н. Колоколов, Ю.М. Махонькин, А.Д. Филиппов, М.И. Минеев, Л.М. Бондаренко, Н.К. Икрянников, 3.А. Павлова, А.И. Фальков, В.С. Куменко, А.С. Пиунихин, О.В. Саенко, Н.В. Григорьев, М.М. Павлов, В.И. Ахрамеев, А.В. Щеблыкин, В.П. Беляев, а также ведущие специалисты М.П. Захаров, Л.А. Крючков, А.А. Орлов, Н.И. Степаненко, Сахаров А.А..

Учебный план кафедры составлен в соответствии с потребностями ЛИИ и авиационных ОКБ в области летных исследований и испытаний авиационной техники. С развитием методов летных испытаний, внедрением в авиационную практику передовых технологий учебный план постоянно корректируется.

В соответствии с учебным планом на третьем курсе студенты знакомятся с тематикой различных подразделений института, а также авиационных предприятий, базирующихся на территории ЛИИ. В дальнейшем они распределяются по интересующим их направлениям. По окончании четвертого курса студенты защищают бакалаврские работы, а шестого – магистерские диссертации.

С 2004 г. в рамках факультетского курса «Техника и методика аэродинамического эксперимента» при содействии заведующего кафедрой летных испытаний МАИ доктора технических наук Б.К. Поплавского и летчика-испытателя ЛИИ И.Х. Кирамова для студентов 3-его курса кафедры внедрена летная практика. Кроме теоретической подготовки она предусматривает практические занятия на тренажерах и непосредственное участие в полетах на учебно-тренировочном самолете.

Приобретение студентами навыков научно-исследовательской работы в избранной области обеспечено имеющейся в ЛИИ современной экспериментальной базой и высококвалифицированными специалистами, которые руководят научно — исследовательскими работами студентов. Спектр этих работ очень широк. Он охватывает практически все актуальные проблемы, возникающие в процессе создания и доводки авиационной техники. Это аэрофизические исследования, летные исследования двигателей, силовых установок, электронного оборудования, работы в области применения информационных и спутниковых технологий в авиации, разработка методов исследования безопасности полета при отказах систем самолета, вопросы защиты летательных аппаратов, экипажа и оборудования от воздействия внешних факторов, создание и разработка методов летных испытаний самолетов, вертолетов и их систем, участие в этих испытаниях и многое другое.

За время существования кафедры состоялись более 35 выпусков, было подготовлено более 350 специалистов. Из них более 200 поступили на работу в ЛИИ, остальные — на различные предприятия оборонного комплекса, в институты Академии наук и другие организации. Среди выпускников кафедры — член-корреспондент РАН, академик и член-корреспондент Международной академии информатизации; четверо защитили докторские диссертации и 34 — кандидатские диссертации. Два выпускника кафедры стали заместителями начальника ЛИИ, один — начальником отделения.

УНЦ ФАЛТ

В рамках Федеральной Целевой  Программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы,  утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568., подписано соглашение о создании Научно-образовательного центра (НОЦ) инновационных технологий моделирования динамики полета летательных аппаратов и перспективных систем управления между государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским физико-технический институтом (Государственный университет), факультет аэромеханики и летательной техники, научной организацией ФГУП «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова», ЦНТУ «Динамика» и ЗАО «Техавиакомплекс».
Основной задачей Центра является:
  • создание необходимых условий для обеспечения опережающей подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, в том числе, высшей квалификации;
  • организация проведения совместных научных исследований;
  • привлечение профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов и докторантов МФТИ (ГУ) к проведению научных исследований, выполняемых в ЛИИ им. М.М. Громова, ЦНТУ «Динамика» и ЗАО «Техавиакомплекс»;
  • привлечение ведущих научных работников ЛИИ им. М.М. Громова, ЦНТУ «Динамика» и ЗАО «Техавиакомплекс» к непосредственному участию в осуществлении учебного процесса и совершенствованию учебно-методического обеспечения учебного процесса в МФТИ (ГУ);
  • организация совместной инновационной деятельности в научной и образовательной сферах.
Вследствие взаимной договоренности ЛИИ им. М.М.Громова, ЦНТУ «Динамика» и ЗАО «Техавиакомплекс» вместе с ФАЛТ МФТИ  будут обеспечивать формирование научно-педагогического персонала и учебно-вспомогательного персонала, осуществлять контроль за организацией научных исследований в НОЦ и т.д.
Научно-образовательный центр (НОЦ) будет базироваться на площадях ФАЛТ МФТИ в г.Жуковском.  К созданию данного центра были привлечены для осуществления совместной научной деятельности как высококвалифицированные  специалисты из ЛИИ им. М.М. Громова, ЦНТУ «Динамика» и ЗАО «Техавиакомплекс», так и профессорско-преподавательский состав, студенты, аспиранты и докторанты МФТИ (ГУ) ФАЛТ МФТИ. Важно отметить, что организация НОЦ также дает возможность молодым специалистам попробовать свои силы в работе с учеными, чьи достижения уже являются достоянием российской авиационной науки и техники.
В течение последних лет наблюдалось значительное снижение интереса  к авиационному направлению у выпускников ВУЗов, подготовленных по авиационным специальностям, что сопровождалось оттоком специалистов в другие области. Формирование целевого научного базиса в области авиационной науки  при участии одних из ведущих организаций в этой области (ЛИИ им. М.М. Громова, ЦНТУ  «Динамика»,  ЗАО «Техавиакомплекс» и ФАЛТ МФТИ) ведет к существенному укреплению этого сектора науки в целом и соответственно к повышению интереса к нему в среде старшекурсников и выпускников.
На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что происходит возрождение авиационной науки, и одним из таких знаковых моментов можно считать создание НОЦ на базе ФАЛТ МФТИ  в г.Жуковском при участии ЛИИ им. М.М. Громова, ЦНТУ  «Динамика» и ЗАО «Техавиакомплекс».