Силовые установки

Летные испытания силовых установок с ГТД на летающих лабораториях

Институт является единственным предприятием авиационной отрасли, который в течение почти 70 лет проводит летные испытания силовых установок на летающих лабораториях (ЛЛ),  обладает богатым опытом и уникальными высокопрофессиональными специалистами в этой области. Все  созданные  в СССР и России авиационные двигатели прошли летные испытания на ЛЛ в институте.

Летные исследования на летающих лабораториях органически вошли в цикл создания и доводки двигателей и позволили существенно повысить безопасность, уменьшить объем заводских испытаний, сократить сроки и повысить качество летно-конструкторских,  государственных и сертификационных испытаний самолета.

Уникальность летных испытаний опытных и модифицированных двигателей на ЛЛ заключается в том, что наряду с испытаниями собственно двигателя проводятся испытания основных систем будущего самолета (запуска, топливной, гидросистемы, отбора воздуха и энергозагрузки) до его первого вылета.

В настоящее время летающие лаборатории создаются на базе самолета Ил-76, на котором вместо 2-ой штатной  силовой установки устанавливается  опытный двигатель.

В течение 2008 — 2009 г.г.  на  летающих лабораториях института прошли испытания российско-французкого двигателя  SaM 146  и отечественного двигателя  НК-93 со сверхвысокой степенью двухконтурности  (m= 14,8).

Летные испытания опытных двигателей на летающих лабораториях проводятся с использованием современных средств  измерений и регистрации измеряемых параметров  на борту ЛЛ.

В грузовой кабине летающей лаборатории установлены пульты,  за которыми ведущие инженеры в процессе испытаний осуществляют контроль и управление:

  • опытным двигателем;
  • системой  визуального контроля критических параметров двигателя;
  • экспериментальными системами  силовой установки ЛЛ;
  • системой регистрации и сбора информации;
  • система передачи информации по телеметрическому каналу.

Возможность участия необходимого количества инженеров-испытателей в летном эксперименте и размещения на ЛЛ специального экспериментального оборудования, современных информационно-измерительных систем и бортовых ЭВМ позволяет обеспечить обработку и анализ получаемой информации, и направленное проведение сложных летных экспериментов. При этом достигается особенно высокая эффективность летных испытаний новых двигателей на ЛЛ и  повышается качество их летной доводки.

Кроме этого, осуществляется    передача информации по телеметрическому каналу   в пункт управления  летным  экспериментом в реальном масштабе времени для  контроля  за ходом эксперимента на земле.

Исследование характеристик авиационных двигателей

На всех этапах летных испытаний предусматривается проведение следующих работ по определению и улучшению характеристик двигателей на установившихся и неустановившихся режимах во всем рабочем диапазоне режимов полета:

  • определение в заданных условиях изменения параметров рабочего  процесса двигателя и оценка установленных ограничений по частоте вращения роторов, температуре газа, степени повышения давления воздуха и другим параметрам;
  • определение характеристик авторотации неработающего двигателя и обеспечение его запуска в полете во всем заданном диапазоне высот и скоростей полета;
  • определение динамических характеристик двигателя на неустановившихся режимах и обеспечение его заданной приемистости и дросселирования;
  • определение характеристик газодинамической устойчивости двигателя, обеспечение заданных запасов его устойчивости и отработка системы защиты от перегрева при помпаже;
  • определение характеристик и границ устойчивой работы основной камеры сгорания двигателя и обеспечение заданного распределения температур газа перед турбиной;
  • определение характеристик и границ устойчивой работы форсажной камеры ТРДФ (ТРДДФ) и обеспечение ее нормального запуска в заданном диапазоне высот и скоростей полета;
  • определение характеристик систем автоматического регулирования и контроля состояния двигателя, обеспечение их нормального функционирования и поддержания заданных законов регулирования;
  • определение высотно-скоростных, тяговых и расходных характеристик двигателя и возможностей повышения его экономичности и эффективности;
  • оценка вибрационного и теплового нагружения элементов конструкции двигателя и отсутствия в условиях полета автоколебаний и недопустимых резонансных колебаний лопаток турбокомпрессора;
  • определение вибрационных характеристик двигателя и отработка системы вибрационного контроля его состояния и других систем сигнализации и появлении неисправностей в полете;
  • оценка эффективности систем охлаждения, смазки и суфлирования двигателя в условиях полета.

Все указанные испытания на первых этапах проводятся по возможности параллельно, что обеспечивает расширение фронта летно-доводочных работ и сокращение срока их выполнения. Однако необходимо иметь в виду, что если выполняемые доводочные работы приводят к существенному изменению полученных ранее характеристик двигателя, то эти характеристики на разных этапах испытаний и доводки приходится определять повторно.

Исследование газодинамической устойчивости авиационных двигателей

При летных испытаниях первых маневренных самолетов начала 1960-х годов появилась необходимость обеспечения эффективной и устойчивой совместной работы сверхзвукового воздухозаборника и компрессора ТРДФ при неравномерном и нестационарном (турбулентном) потоке на  входе в двигатель.

Проведенные обширные  исследования привели к созданию достаточно определенной и принятой в отрасли технологии лётных и стендовых исследований аэродинамических характеристик входных устройств силовых установок и их влияния на газодинамическую устойчивость двигателей, включающей в себя:

  • методики подготовки и выполнения летного эксперимента по определению границ газодинамической устойчивости совместной работы воздухозаборника и двигателя, оптимальной программы регулирования воздухозаборника, предельных уровней возмущений в потоке, приводящих к потере устойчивости работы двигателя, и по оценке эффективности и запасов устойчивой работы силовой установки в целом,
  • требования к оснащению самолета — летающей лаборатории бортовыми средствами и системами измерения и контроля,
  • методы и математическое обеспечение обработки и анализа полученных данных.

Разработанная технология успешно применялась при испытаниях и доводке двигателей IY поколения и применяется при создании  двигателей IY+ и Y поколений.

Фрагменты результатов летных исследований поопределению характеристик возмущенного потока в воздухозаборнике и оценки запасов  ГДУ  СУ самолета:

Исследования динамического нагружения авиационных двигателей

Летные  исследования динамического нагружения  являются  неотъемлемой частью летно-прочностной доводки авиационных ГТД  в обеспечение,  которой на летающих лабораториях и основном самолете традиционно выполняется большой объем  вибрографирования и динамического тензометрирования опытных авиадвигателей всех типоразмеров.

Летные исследования проводятся по следующим основным направлениям:

  • исследования динамического нагружение лопаток КНД авиационных ТРДДФ и ТВВД;
  • исследования динамического  нагружение лопастей воздушных винтов  ТВВД и валов их привода;
  • исследования виброконтроля и вибродиагностики авиационных ГТД.

Исследования динамического нагружение лопаток КНД (вентиляторов) авиационных ТРДДФ и ТВВД позволяет получить:

  • опережающую оценку  виброчувствительности лопаток к временной и пространственной  неравномерности потока на входе в двигатель;
  • оценку  параметров неоднородности потока на входе в двигатель  в натурной компоновке при  летных испытаниях;
  • прогноз по экспериментальным моделям и коэффициентам виброчувствительности лопаток к турбулентности  и пространственной неравномерности  их ожидаемого нагружения при испытаниях и в эксплуатации;
  • экспериментальные модели динамического нагружения лопаток в функции параметров полета и работы двигателя, пригодных для целей контроля этого нагружения в эксплуатации.

Исследования динамического нагружения лопастей воздушных винтов (винтовентиляторов) ТВВД  и ТВД  позволяет получить:

  • величину нагружения  лопастей воздушных винтов путем тензометрирование лопастей;
  • модели динамического нагружения элементов винта (винтовентилятора) в функции параметров полета;
  • исходные данные для выбора угла заклинения двигателя и прогнозирования нагружения винтов  на основном самолете;
  • максимальные нагрузки при косом  обдуве винта;
  • проверку виброчувствительности лопастей к направлению и скорости ветра (для винтовентиляторов в капоте).

Виброконтроль и вибродиагностика авиационных ГТД  позволяет получить:

  • оценку эффективности работы штатных систем бортового контроля ГТД.
  • особенности компонентов  вибросигналов в частотной области для диагностики двигателей  при испытаниях и в эксплуатации;
  • модели для трендового анализа в эксплуатации изменения уровня роторных составляющих вибросигналов в штатных местах замера в рабочем диапазоне режимов работы двигателя.

Измерительно-информационая система, используемая при исследованиях, включает в себя:

  • бесконтактную передачу тензосигнала с вращающихся элементов двигателя  к регистрирующей аппаратуре и непрерывную запись  виброакустических  процессов;
  • обеспечение непрерывного визуального бортового контроля динамического нагружения элементов двигателя

Исследования топливных систем

«ЛИИ им. М.М Громова» с 1960-х г.г. является ведущей организацией отрасли по научно-методическому обеспечению создания топливных систем (ТС) и  систем нейтрального газа (НГ). Институтом разработаны Руководства по испытаниям ВС военного назначения, нормы летной годности и методы испытаний гражданских ВС, отраслевые Нормативы технического уровня систем и агрегатов. Созданы нормативные документы по применению криогенных топлив и методические документы по испытаниям ВС с их применением.

Опыт испытаний и исследований обобщается и используется для:

  • разработки уточнённых требований и Рекомендательных Циркуляров к Авиационным Правилам;
  • методического обеспечения работ ОКБ ВС и агрегатных ОКБ;
  • прямого участия и сопровождения испытаний и доводки авиатехники;
  • предложений по совершенствованию экспериментальной базы;
  • адаптации серийных ВС для испытаний новых авиадвигателей.

Исследования ТС и систем НГ ВС гражданского и военного назначения являются  самостоятельным научно-техническим направлением, обеспечивающим исследования:

  • топливопитания  двигателей во всех условиях полета;
  • обеспечения безопасной центровки ВС;
  • эксплуатации ВС на различных сортах топлива, включая криогенные;
  • обеспечения систем ВС хладоресурсом топлива;
  • предупреждения воспламеняемости паров топлива в баках работой систем НГ;
  • разработку программ повышения технического уровня топливных систем на основе анализа современного состояния самолетов  и агрегатостроения (см.рисунок);
  • методик всех видов испытаний топливных систем и их компонентов;
  • требований Норм летной годности, относящихся к топливным системам, и разработку методов, подтверждающих выполнение на ВС этих требований, а также проведение научно-технической экспертизы топливных систем на этапе разработки ВС.

Для повышения эффективности летных исследований в Институте создана уникальная наземная экспериментальная база, включающая:

  • топливный стенд, позволяющий испытывать агрегаты и отдельные элементы топливных систем в высотных условиях (до 16000 м);
  • установки для охлаждения, обводнения и нагрева топлива для испытаний на ВС с имитацией различных климатических условий;
  • стенд для исследований электризации топлива, оценивающий безопасность электростатических зарядов в баках ВС при скоростной заправке топливом;
  • аттестованную лабораторию, обеспечивающую контроль состояния авиадвигателей по результатам анализа их рабочего масла.

Проведенными в ЛИИ исследованиями были определены причины нарушения работы и обеспечена нормальная эксплуатация топливных систем для большинства эксплуатируемых самолетов.

Исследования средств пожарной защиты

«ЛИИ им.М.М.Громова»  занимает ведущее место в авиационной  отрасли по научно-методическому обеспечению создания противопожарных систем.  В ЛИИ разработаны Руководства по испытаниям самолётов и вертолётов военного назначения, Нормы летной годности гражданских воздушных судов, отраслевые Нормативы технического уровня систем и агрегатов.

Работы по средствам пожарной защиты (ПЗ) в ЛИИ — это самостоятельное научно-техническое направление, обеспечивающее разработки и исследования:

  • требований Норм летной годности, относящихся к пожарной защите;
  • методики всех видов испытаний средств пожарной защиты, в том числе для сертификации летательных аппаратов;
  • методик опережающей расчётно-моделирующей оценки эффективности отдельных элементов средств пожарной защиты;
  • предложений по техническому уровню ПЗ на основе анализа состояния самолето- и агрегатостроения;
  • экспериментального оборудования для  исследований пожарной защиты, а также участие в стендовых огневых натурных испытаниях ПЗ отсеков ВС и фрагментов конструкции.

Для обеспечения указанных работ в ЛИИ создана и поддерживается экспериментальная база, включающая:

  • хроматографический участок, систему вакуумирования и  достаточное количество вакуумируемых пробоотборников для лётных испытаний пожаротушения;
  • оборудование для создания задымления в отсеках ВС  и для измерения его уровня при лётных испытаниях систем дымоизвещения и отработки способов удаления дыма из кабин.

Проведенными в ЛИИ и с непосредственным участием его специалистов работами обеспечено оборудование дымоизвещением и пожаротушением багажно-грузовых отсеков на всех отечественных самолётах.

На основе опыта испытаний и исследований продолжаются:

  • разработки уточнённых требований и новых Рекомендательных Циркуляров к Авиационным Правилам;
  • методическое обеспечение самолетных, двигательных и агрегатных ОКБ;
  • прямое участие и сопровождение испытаний и доводки авиатехники;
  • разработка предложений по совершенствованию экспериментальной базы института и авиационной отрасли;
  • адаптация систем  серийных самолётов для испытаний новых авиадвигателей.

Исследования систем защиты силовой установки от попадания посторонних предметов

Институт является головной организацией авиационной отрасли по решению проблем защиты ГТД от повреждений посторонними предметами и выдаче заключений о защищенности двигателей.

Институтом выполнялись и выполняются исследования по повышению защищенности авиадвигателей, как в рамках ЛИИ, так и совместно с ОКБ, предприятиями и институтами отрасли.

В институте выполняются работы по расчетной оценке защищенности с выдачей рекомендаций по ее повышению на различных этапах создания авиационной техники. Разрабатываются методики проведения испытаний по оценке защищенности силовой установки самолетов от попадания посторонних предметов с поверхности аэродрома:

  • при разлете из-под колес шасси твердых частиц, воды, слякоти и снега;
  • при групповом взлете самолетов;
  • при реверсировании тяги двигателей;
  • при возникновении вихревого шнура.

Для оценки защищенности СУ от попадания посторонних предметов разрабатывается специальное экспериментальное оборудование такое, как бассейны с водой, устройства измерения параметров вихревых шнуров и др.

Разрабатываются конструктивные и эксплуатационные методы и средства защиты авиационных двигателей от попадания посторонних предметов, пыли и птиц.

Исследование влияния эмиссии авиационных двигателей на окружающую среду

На протяжении  многих лет в  институте ведутся исследования условий образования,  состава конденсационных следов самолетов, прогноза их образования и характеристик. Эти исследования позволяют оценить возможности уменьшения конденсационных следов и  снижения их вредного влияния на климат Земли при полетах самолетов с различными типами ГТД с учетом трасс полетов и особенностей состояния атмосферы в различных регионах.

В обобщенном отчете международной комиссии «Авиация и глобальный климат Земли» показано, что помимо непосредственного загрязнения атмосферы окислами углерода и азота (СО2 и NOx) эмиссия авиадвигателей в крейсерских полетах современных самолетов приводит к образованию конденсационных следов, что инициирует образование перистых облаков, а перистая облачность играет главную роль в радиационном балансе теплообмена между атмосферой и поверхностью земли.

СО2 и вода, являясь продуктами сгорания углеводородного топлива, образуются на всех этапах полета и при  сгорании каждого килограмма топлива образуется 3,1 кг СО2 и 1,24 кг воды. Наряду с  СО2 , конденсационные следы и перистые облака равномерно распространяются  в атмосфере и способствует возникновению парникового эффекта.

Конденсационные следы образуются в результате конденсации и замерзания водяного пара, содержащегося в выхлопной струе авиадвигателей. Конденсационные следы образуются на тех же высотах, что и перистые облака, по структуре они близки к ним и их даже называют искусственными перистыми облаками (Cirrus tractus).

Институт проводит экспериментальные исследования  с использованием аппаратуры для измерения влажности воздуха, водности жидкой и кристаллической фаз облака, дисперсности и концентрации частиц аэрозолей, установленой на летающую лабораторию Ту-154.

В ЛИИ разработана качественно новая (по сравнению с применяющимися в международной практике) методика оценки условий образования устойчивых конденсационных следов (КС) в крейсерских полетах самолетов с ГТД, обеспечивающая получение данных по образованию КС конкретного самолета, необходимых для оценки  парникового эффекта, создаваемого КС и образованных (инициированных) ими перистых облаков.

Перспективы использования разработанной методики для оценки возможного уменьшения образования КС при полетах самолетов с применяющимися и перспективными ТРДД подтверждены расчетами и результатами наблюдений образования КС на международных трассах, проводимых с помощью мобильного комплекса, при полетах самолетов Ту-154М, В777, В747, В767, В757, В737, А310, А330, А319, А320, А321, А340, Як-42.

Даны рекомендации по дальнейшему проведению исследований с целью количественной оценки возможного уменьшения образования КС конкретных самолетов при полетах на различных трассах в различное время года и суток и формированию требований по использованию показателей «экологического паспорта» конкретного самолета по образованию КС, характеризующих образованный ими парниковый эффект, аналогичный показателю парникового эффекта от СО2, составляющей эмиссии ГТД наряду с парами воды.

Исследования загрязнения атмосферы

Экологические исследования загрязнений атмосферы проводились в двух направлениях:

  1. Исследования влияния выбросов двигателей воздушных судов на загрязнение атмосферы (зона аэропорта, тропосфера, стратосфера) и озоновый слой Земли.
  2. Экологические исследования и мониторинг загрязнения атмосферы с помощью летающих лабораторий.

Летающие лаборатории, созданные на базе вертолета Ми-17, самолетов Ту-134, Ан-12, Ту-154, Су-24 и др., были оснащены системами отбора проб воздуха, системами определения концентрации газов CO, NОx, HxCy, SO2, Oи аэрозолей, работающих в реальном масштабе времени, системой накопления, обработки и отображения информации на борту.

Летающая лаборатория Ми-17ЛИЗА обеспечивала:

  • исследования характеристик факелов выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями;
  • исследования регионального и трансграничного переноса загрязняющих веществ в атмосфере;
  • фоновый мониторинг загрязнения атмосферы в трехмерном пространстве над территориями населенных пунктов, промышленных зон, заповедников и других регионов;
  • оперативную оценку размеров экологического бедствия при стихийных и техногенных катастрофах.

С помощью ЛЛ Ми-17ЛИЗА в 1992 г. проведены летные исследования распространения в атмосфере выбросов Астраханского газоперерабатывающего комплекса и газоконденсатного месторождения. В 1993…94 г. выполнены полеты по отработке методик и получены количественные оценки распространения вредных выбросов в атмосферу аэропортами (на примере Быково) и промышленными зонами (на примере Воскресенска) на прилегающие окрестности.

Летающая лаборатория Ту-134А предназначалась для натурных исследований физико-химических процессов в спутном следе за самолетом путем прямого зондирования и определения указанных выше компонентов в процессе парных полетов в тропосфере.

В 1998…2000г.г. в институте были подготовлены и проведены  летные исследования по оценке влияния эмиссии авиационных двигателей на загрязнение атмосферы в условиях крейсерского полета.

В качестве самолета – зондировщика применялся самолет Су-24-1113, оснащенный подвесным контейнером с системой отбора и накопления проб атмосферного воздуха, приборами измерения температуры, влажности и турбулентности атмосферного воздуха и рабочим местом в кабине экипажа.

Сфера исследований — исследования в воздушных коридорах крейсерского полета и в спутном следе за самолетом.

Летающие лаборатории

Институт обладает производственным потенциалом проектирования и производства летающих лабораторий (ЛЛ) для испытаний силовых установок. Первая ЛЛ на базе самолета Ту-2 была создана в 1946 г. В целом для испытаний авиационных двигателей было построено около 40 летающих лабораторий, которые создавались на базе самолетов Пе-8, Ту-4, ТУ-12, Ту-14, Ту-95, Ту-134, Ту-16, Су-27 и Ил-76.

Основные этапы создания ЛЛ:

  • разработка технического задания на создание летающей лаборатории;
  • разработка технических заданий на экспериментальные системы силовой установки (около 14 систем);
  • разработка конструкторской и технологической документации на создание ЛЛ;
  • изготовление основных узлов ЛЛ и составных модулей экспериментальных систем силовой установки;
  • выполнение производственных работ по монтажу испытуемого двигателя в экспериментальную мотогондолу и к пилону ЛЛ;
  • выполнение производственных работ по монтажу экспериментальных систем в мотогондоле – пилоне – крыле;
  • разработка системы измерений и регистрации параметров двигателя и параметров функционирования экспериментальных систем;
  • разработка программного обеспечения получения физических значений измеряемых параметров и вторичной обработки;
  • проверка работоспособности систем ЛЛ и экспериментальных систем под током;
  • проверка функционирования систем ЛЛ и экспериментальных систем при работающем двигателе;
  • облет летающей лаборатории;
  • получение сертификата экспериментального воздушного судна.

Летающие лаборатории оснащены экспериментальными системами:

  • управления опытным двигателем;
  • воздушного запуска;
  • отбора воздуха от   двигателя;
  • загрузки электрогенератора   двигателя;
  • загрузки гидравлического насоса    двигателя;
  • топливопитания с обратной линией слива топлива ;
  • противопожарной защиты двигателя.

Летающие лаборатории оснащены информационно измерительным комплексами, позволяющим:

  • определять параметры и характеристики   двигателя в полете;
  • отображать и регистрировать информацию на борту
  • осуществлять передачу информации по телеметрическому каналу для контроля за ходом эксперимента на земле в пункте управления летным экспериментом в реальном масштабе времени.

Решаемые задачи при летных испытаниях на летающих лабораториях:

  • запуски двигателя, (с режима авторотации, встречный запуск, от ВСУ);
  • оценка переходных режимов двигателя;
  • определение характеристик газодинамической устойчивости;
  • оценка нагружения элементов конструкции;
  • определение параметров рабочего процесса и характеристик ГТД на установившихся и неустановившихся режимах;
  • определение характеристик входных и выходных устройств;
  • определение высотно-скоростных характеристик;
  • испытание топливных и масляных систем;
  • испытания систем противопожарной защиты;
  • испытания систем отбора мощности и воздуха от ГТД;
  • оценка защищенности ГТД от попадания посторонних предметов;
  • оценка оптимальной ресурсной эксплуатации, средств и методов; контроля ГТД в обеспечении надежности;

Наземные стенды

Динамометрический стенд тяги

ЛИИ располагает динамометрическим стендом тяги, состоящим из трех раздвижных динамометрических платформ, установленных на силовых рельсах.

Стенд позволяет определять тягу силовой установки в компоновке самолета весом до 70т. Ширина колеи испытываемого самолета может составлять 1…11м.

База 2,5…14,5м, ширина двойных колес или тележки шасси не должна превышать 1,25м.

Подвешенные на стальных лентах платформы передают усилия от установленных на них колес шасси на тензодатчики силоизмерительной системы, набор которых обеспечивает измерение горизонтальной составляющей силы от установленного самолета от 1 до 20т.

С помощью измерений на динамометрическом стенде тяги могут быть определены:

  • значения фактической тяги СУ самолета в стартовых условиях;
  • влияние входных и выходных устройств на тягу двигателя;
  • влияние изменения конструкции элементов силовой установки, степени прогрева и др. факторов на тяговые характеристики;
  • динамические характеристики силовой установки в стартовых условиях.

Среднеквадратическая погрешность определения тяги СУ на динамометрическом стенде ЛИИ составляет ± 1%.

На стенде прошли испытания маневренные самолеты ОКБ Сухого, Микояна и Яковлева, пассажирские и транспортные самолеты (Як-42, Ан-72,) и легкий пассажирский самолет “Гжель”.

Для определения стартовой тяги самолетов в условиях их аэродромного базирования может применяться разработанный и апробированный в ЛИИ моментный способ с помощью малогабаритной измерительной платформы, воспринимающей вертикальное усилие на переднее колесо шасси.

Стендовый экпериментальный комплекс «БТХ-Э»

Предназначен для специальной подготовки топлива для летных, наземных и стендовых испытаний топливных систем ЛА и элементов топливных систем с целью подтверждения их работоспособности и безопасности эксплуатации ЛА в условиях экстремальных температур и при наличии в топливе воды.

Для повышения эффективности летных исследований топливных систем самолетов в институте создана уникальная наземная экспериментальная база, включающая:

  • универсальный топливный стенд, позволяющий испытывать агрегаты и отдельные элементы топливных систем в высотных условиях (до 16км);
  • установки для охлаждения и нагрева топлива для испытаний ЛА в различных климатических условиях;
  • установку для обводнения топлива с целью испытаний элементов топливных систем на обледенение;
  • стенд для исследований электризации топлива, оценивающий уровень электростатических разрядов в баках ВС при скоростной заправке их топливом.

В настоящее время комплекс находится в состоянии реконструкции.

Лабораторный информационно-измерительный комплекс средств, установок и стендов

Предназначен для разработки, контроля и метрологической оценки измерительно-информационных комплексов летающих лабораторий, обеспечивающих идентификацию технических и эксплуатационных характеристик опытных силовых установок, их двигателей и систем и проведение опережающих исследований в интересах испытаний новой и совершенствования существующей авиационной техники.

В состав комплекса входят:

  • установки имитации и контроля различных физических величин: давлений малого (до 2,5 кгс/см2) и большого (до 400 кгс/см2) уровней;
  • установки для создания и контроля колебаний давления воздуха (0,3кгс/см2);
  • вибростенды (до 100 мм/сек);установка для контроля и градуировки расходов топлива (до 40000 л/час);
  • установка для контроля и градуировки амплитуды измерения частот вращения роторов двигателей;
  • установки для контроля и градуировки акселерометров ( 1g; 0-5g);
  • контрольные (эталоны) приборы: манометры, вакуумметры, универсальные цифровые электрические приборы: вольтметры, частотометры, фазометры, потенциометры, мосты сопротивлений;
  • измерительно-информационные комплексы;
  • накопители измерительной информации;первичные и вторичные измерительные преобразователи (датчики, согласующие устройства);
  • преобразователи электроэнергии 220В переменного напряжения в 28В – постоянного напряжения, в 115В, 400Гц переменного напряжения, стационарные и бортовые;универсальные блоки питания;
  • вспомогательные устройства систем бортовых измерений.

Комплекс постоянно совершенствуется в обеспечение современного уровня исследований.

Стенд систем автоматического управления (САУ)

Предназначен для отработки и моделирования электронных цифровых систем автоматического управления двигателей и силовых установок самолетов в процессе подготовки и проведения их летных испытаний.

Стенд обеспечивает:

  • определение фактических программ регулирования и настроек каналов электронных цифровых САУ;
  • оценку изменения коэффициентов передачи в каналах регулирования на динамические характеристики САУ (изменение времени и вида переходного процесса при типовых возмущениях);
  • проверку работоспособности встроенной системы контроля САУ путем имитации отказов её элементов (датчиков, исполнительных механизмов и т.д.);
  • регистрацию информации, выдаваемой САУ в самолетные системы и на контрольно-записывающую аппаратуру;
  • дистанционное управление коэффициентами передачи в каналах САУ (если данная функция предусмотрена в САУ);
  • предполетную отработку задания и тренировку испытательных экипажей при исследовании устойчивости САУ и её отказобезопасности.

Состав стенда должен обеспечивать современный уровень исследований сложных многоконтурных цифровых систем управления двигателями и силовыми установками.

Контроль работоспособности цифровых САУ двигателей и СУ осуществляется с применением специализированных рабочих станций, позволяющих регистрировать информацию, выдаваемую САУ из бортовых вычислителей, в полном объёме и в реальном масштабе времени.

В настоящее время стенд модернизируется.